воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Старообрядческий храм Войтишки

Войтишки. Покрова Пресвятой Богородицы, моленная (28.09.2008)


Старообрядческая община в деревне Войтишки была основана в 1740 году. Первый храм был деревянным срубом, без фундамента, с соломенной крышей. В 19 веке моленная несколько раз страдала от пожаров, была повреждена во время Второй Мировой войны и снова восстановлена. В 1979 году здание опять горело. После этого случая было решено строить каменную моленную. Храмовый комплекс состоит из ограды с воротами, моленной и причтовых построек.

Основатели общины выбрали очень красивое место для храма: возвышенный берег озера Бруню, с которого открывается широкая панорама окрестностей. Можно представить себе, что старый деревянный храм был органически вписан в этот пейзаж. К сожалению, новая постройка совсем не напоминает по формам традиционную моленную, она похожа на протестантский храм. Стены сложены из силикатного кирпича, установлены пластмассовые окна со стеклопакетами. Большие размеры, форма и расположение окон заимствованы из архитектуры западного христианства. Вместо традиционного крыльца с «парящим» над ним навесом – почти плоский козырек в углу здания. Над восточной частью моленной и на колокольне установлены главы с крестами, их странные пропорции (без шеи-барабана) неудачны. Надуманная форма ворот не похожа на традиционные трехчастные композиции, которые раньше украшали каждую сельскую моленную. Совсем рядом, в этой же волости стоит заброшенный храм в Вилькели – прекрасный образец деревенской моленной, формы которой могли бы подсказать архитектурное решение новостройки. Жаль, что в Войтишках строители не старались сохранить дух традиции.

Источник информации: Старообрядческий поморский церковный календарь, 2001 год, стр. 101

Avots: sobory.ru (01.01.2014)


Святотатцы. Ограблен старообрядческий храм. «Час» побывал на месте событий (12.07.1999)


 В поселке Войтишки, что под Даугавпилсом, обокрали старообрядческий храм. Будут ли найдены похитители церковных святынь, неизвестно. Зато с абсолютной уверенностью можно сказать: обокрали не только верующих. Ведь речь идет о культурных ценностях страны...

Оксана ДЕМЕНТЬЕВА

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, заложенный в 1740 году, страдал неоднократно: в конце Второй мировой войны он сгорел дотла, а через некоторое время сгорела и отстроенная на пепелище церковь.
В 1992 году, когда в Войтишках возвели каменную церковь, местная староверская община вздохнула с облегчением: уж камень-то не сгорит. Но, видно, такая судьба у дома Божьего — то, что уберегли от огня, не удалось уберечь от вандалов.

На месте преступления

Рассказывает председатель ревизионной комиссии Войтишкской старообрядческой общины Кира Фирсовна Румянцева:
— Сразу после Лиго прихожане обнаружили в нескольких метрах от храма часть разоренного иконостаса. Рядом валялись вилы, которыми воры, по-видимому, пытались открыть металлические ставни. Решетки на окнах церкви были перепилены и отогнуты — через окна грабители и залезли в храм...
Спустя три часа после вызова приехала полиция. Посмотрели, походили вокруг храма, поспрашивали, не видел ли кто чего. И все. Наверное, придется нам навсегда распроститься со старинными святынями, вряд ли их отыщут.

Библейское число

А ведь иконы собирались в храм по всей стране — их приносили в дар другие общины, да и верующие немало давали. Свои, домашние, от предков по наследству доставшиеся. По словам г-жи Румянцевой, самими почитаемыми в общине считались иконы Николая Чудотворца, Владимирской, Казанской и Тихвинской Божьей Матери. Теперь на их пустующих местах прихожане храма поставили свечи...
Всего же украдено 33 иконы — на возраст Христа грабители ориентировались, что ли? И иконы, и похищенные 11 старообрядческих крестов и 2 Евангелия имели немалую ценность. Не столько материальную, хотя 5000 латов (а именно в эту сумму ревизионная комиссия общины оценивает стоимость пропажи) — это очень большие деньги, сколько духовную. Ведь это и вера, и память...

А беда-то общая

Местные жители утверждают, что церкви активно грабили в начале 90-х годов. Но в последние два — два с половиной года ничего подобного не слышно. Это подтвердили и в полиции:
— Специальной статистики по кражам в церквях мы не ведем, — сообщил «Часу» дежурный по управлению полиции Даугавпилса и Даугавпилсского района Дзинтарс Кауванс. — Однако давно я не припомню такого шумного дела, да еще с таким мощным общественным резонансом.
А как же без резонанса-то? Конечно, можно все спустить на тормозах — ну, ограбили храм, мало ли их в Латвии. Тем более что у нас церковь от государства отделена. Но если вдуматься, такого рода дела касаются всех — и верующих, и не особо. Потому как если для первых икона или крест — святыня, то для остальных — культурная и историческая ценность. Или такое понятие уже себя изжило?

Avots: chas-daily.com (01.01.2014)


Анатолий Крылов

14 октября в день Покрова Святой Богородицы состоялось торжественное освящение ворот и арки Войтишского старообрядческого храма, расположенного у озера Брунино на территории Скрудалиенской волости.

С миру по нитке

В старину немыслимо было представить добрый хозяйский двор без ворот, а Божий храм – тем более. До поры до времени Войтишский старообрядческий храм тоже оставался без ворот, что, по словам председателя общины Киры Румянцевой, лишало его красоты и торжественности.
Казалось бы, много ли надо трудов, чтобы построить ворота? Эпопея с ними началась в мае этого года и закончилась лишь в сентябре. Необходимый стройматериал из-за скудности собственных средств общины приходилось собирать буквально по крупицам, хотя география данного прихода, в который входят почти 200 хуторов не только из Скрудалинской волости, но и соседних самоуправлений, достаточно обширна. В том, что мир не без добрых людей, председатель общины, сама старающаяся никому не отказывать в просьбе, убедилась на собственном опыте: Скрудалиенская и Вецсалиенская волости в лице председателей Бетии Ивановой и Семена Павлова соответственно бесплатно выделяли технику для проведения различных работ, а Таборская волость (председатель Нестер Селицкий) – гравий. Но самую значительную помощь оказало даугавпилсское предприятие "Локомотив". В то время по распоряжению Эмиля Буша было выделено общине 2 000 штук силикатного кирпича, 2 тонны цемента, более 200 кг краски и 5 рулонов металлической сетки.
Большую помощь в реализации проекта внес духовный наставник Войтишской старообрядческой общины отец Архип Парфенов.
Первоначально сооруженная конструкция ворот и возвышающейся над ней арки не выдержали испытания, поэтому после внесения изменений в проект объект пришлось перестраивать заново. Зато теперь подступы к храму украшают самые настоящие ворота и арка, освятить которые собрались старообрядцы из волостей и Даугавпилса. С утра в храме состоялось богослужение, после чего верующие совершили Крестный ход.

История и воры

Следует напомнить, что Войтишский старообрядческий храм был заложен в 1740 году отцом Федором Саманским и его сыном священноиереем Терентием и в то время являлся 6-м по счету храмом в Курляндии. Этот же год считается датой основания старообрядческой общины.
Одной из самых последних печальных дат в истории храма был 1998 год, когда в ночь на Лиго злоумышленники похитили 47 ценных икон, ни одна из которых не найдена до сих пор. Все эти годыприхожане и просто добрые милосердные люди собирали средства и по крупицам восстанавливали утраченные церковные реликвии и утварь. Буквально незалго до освящения ворот, воры, вынув рамы, отогнув металлическую решетку и ставни, снова пытались проникнуть в храм. Грабителей остановило лишь то, что, видимо, они заметили датчики сигнализации.

Avots: http://www.latgaleslaiks.lv (01.01.2014)


Комментариев нет:

Отправить комментарий